|
||||||||
Традиционный уклад и повседневная жизнь в Корее определили и появление соответствующих ремесел. Многие из ремесел появились сотни или тысячи лет назад и существуют до сих пор в почти неизменном виде, хотя их изделия и рассчитаны теперь на других покупателей. Благодаря искусному исполнению и благородству формы изделия современных корейских мастеров не залеживаются на прилавках. Что касается предметов, появившихся в более ранние времена, они отличаются тонкостью и изяществом. Произведения корейских столяров-краснодеревцев, а также мастеров, изготавливающих лаковые изделия (это, пожалуй, наиболее популярные ремесла), обязаны многими своими достоинствами традиционной организации пространства в корейских жилищах. Корейцы всегда спали и сидели прямо на полу (большинство и сейчас обходятся без кроватей и стульев; почти все чувствуют себя вполне комфортно, часами сидя на полу, при этом у них не затекают ноги). Дизайн деревянных предметов обстановки был подчинен необходимости экономить место; они отличались строгой простотой конструкции, а их замысловатая отделка также носила функциональную нагрузку. Даже для невидимых элементов использовались только самые лучшие сорта дерева. Клеем и гвоздями мастера старались по возможности не пользоваться, изобретая оригинальные способы соединения деталей. Стараясь подчеркнуть красоту и фактуру древесины, краснодеревцы редко пользовались непрозрачной краской. Как правило, дерево натирали растительными маслами или покрывали прозрачным лаком. До наших дней сохранились предметы деревянной мебели, изготовленные в период династии Чосон (1392-1910), включая платяные шкафы, комоды, полки, столы и столики, шкафы для книг и посуды, а также другие предметы повседневного обихода. Трудно поверить, что они пришли к нам из 18 века, настолько строги и изящны их пропорции. Металлические части, такие
как дверные петли и замки, делались из
белой бронзы (сплава меди с большим
количеством жести), обыкновенной
бронзы, меди и особенно часто из железа,
обработанного маслом. Но особое
восхищение вызывают деревянные
изделия, инкрустированные перламутром,
это искусство восходит к периоду
королевства Силла (57 г. до н. Э.-668 г. н. э.).
Крошечным фрагментам перламутра не
толще яичной скорлупы вручную
придается определенная форма, после Другое ремесло, история которого насчитывает не одну тысячу лет - обработка металла. Поражают высоким уровнем мастерства золотые, серебрянные бронзовые и железные изделия периода Трех государств. Мастерство изготовления ювелирных изделий достигает совершенства в период Объединенного Силла (668-935) становится менее интересным в более поздние времена. Изысканные золотые ожерелья, серьги и браслеты отделаны зернью или сканью, а пояса, целиком сделанные из золота, украшены подвесками из яшмы в форме запятых, которые покачиваются при малейшем движении. История печатного дела в Корее - одна из самых давних и интересных в мире. Уже в 1234 г. в Корее использовался наборный шрифт, более чем на 200 лет раньше, чем в Европе (шрифт Гутенберга в Германии). Самый ранний документ, подтверждающий применение наборного шрифта, - сборник сон(дзэн)-буддийских проповедей, напечатанный в 1377 г. в период династии Коре. Экземпляр этого издания хранится во французской Национальной библиотеке в Париже. С распространением буддизма в период Силла стало быстро развиваться и изготовление из бронзы культовых вещей: курильниц, светильников, гонгов и особенно ковчегов и рак для хранения сарира - праха монахов, кремированных после смерти. Эти ковчеги, хранящие «духовное тело», часто имели форму пагоды. В большом количестве изготовлялись также бронзовые храмовые колокола. Самые маленькие были размером не более 30 см, а самые большие достигали нескольких метров в высоту. «Звонят» в колокол, ударяя по нему толстой деревянной палкой, свисающей на цепи с его вершины. При этом колокол издает долгий протяжный звук. Уникальные по форме, дизайну и богатству звука эти колокола прекрасно иллюстрируют корейское искусство обработки металла. Легенда говорит, что более чем трехметровый колокол эмилле, отлитый в 771 г., чей «голос» в ясные тихие ночи разносится на более чем 60 км, обязан своим прекрасным звуком плачущему голосу младенца, принесенного в жертву во время переливки колокола. Многие корейские художественные промыслы и ремесла живы до сих пор. Ими овладевают все новые поколения, главным образом благодаря мастерам декоративно-прикладного искусства, получившим титул «человек - сокровище культуры». Государство считает искусство этих людей частью национального культурного наследия, и за это они пользуются его покровительством и поддержкой. И хотя для рядового корейца изделия многих ремесел уже не являются жизненно необходимыми, большинство из них по-прежнему доступны и продолжают оказывать определенное влияние на стиль жизни в стране. |
||||||||