 |
 |
 |
С самых ранних музыкальных
форм до грохочущих ритмов ночных
клубов музыка и танец в Корее всегда
сопутствовали друг другу. Как и
корейская музыка, корейский танец
имеет множество стилей и видов.
Большинство движений
конфуцианского обряда лаконичны и
величественны. 64 танцора (стоящие в
восемь рядов по восемь человек)
медленно склоняются в поклоне в такт
музыке во время
конфуцианского ритуала.
Церемония,
исполняемая в честь 20 правителей
династии Чосон,
отличается большим разнообразием
движений: помимо почтительных поклонов,
танцоры (также восемь рядов по восемь
человек), облаченные в пышные одежды
пурпурного цвета, сгибают руки
полукругом и поочередно отрывают ноги
от пола. Придворный танец смог
развиваться более свободно в эпоху
распространения буддизма, который
относится к танцу более либерально, чем
конфуцианство. В
период Коре женщины, одетые в
великолепные костюмы, исполняли
замысловатые придворные танцы на фоне
декораций. До наших дней дошли такие
танцы, как «Чакпоп», исполнители
которого молят Будду о дозволении
душам погрузиться в нирвану, Танец
бабочек, который исполняют буддийские
монахини, Танец с цимбалами,
исполняемый монахами, и мужской
сольный Танец с барабаном.
Легенда, лежащая в основе
последнего танца, рассказывает об
очаровательной молодой женщине,
которая переодевшись в одежду
буддийского монаха, пытается
соблазнить монаха неотразимо
привлекательной игрой на барабане.
Власть ее игры так велика, что в конце
концов монах оказывается не в силах
противостоять ее чарам.
Большинство
костюмов, в которых исполняются
придворные танцы, закрывают все тело,
ноги скрыты под пышными халатами и
юбками. Так что же видели люди,
наблюдающие за этим зрелищем? Конечно,
танцоры не демонстрировали свободные
атлетические движения рук и ног или
высокие прыжки. Красота этих танцев
заключается в тонкой выразительности
поз и жестов, мягкости и плавности
движений и неослабевающем духовном
напряжении.
Хотя смесь буддийских и
конфуцианских влияний прослеживается
в большинстве национальных корейских
танцев, наибольшей популярностью все
же пользуются танцы простого народа.
Это шаманские и крестьянские танцы, в
которых исполнители воспроизводят
определенный набор движений и
импровизируют, используя их за основу.
Шаман, или мудан по-корейски, -
связующее звено между людьми и духами,
исполнял ритуальные танцы,
умиротворяя духов умерших или прося
послать удачу живым. Как
завораживающие плавные движения
шаманского ритуала, так изящные жесты и
позы шаманского танца сальпхури очень
ритмичны и так эмоционально насыщенны,
что невозможно не поддаться их
притягательной силе. М ногие
танцы, в основе которых лежат шаманские
ритуалы, требуют необыкновенного
искусства выражения и точного
следования ритму. Многие крестьянские
танцы также испытали воздействие
шаманских обрядов. В соответствии с
лунным календарем их обычно исполняют
два раза в год. Под пение и ритмы
квенгвари танцоры то взмывают в воздух,
то склоняются к земле. Однако сейчас
наибольшей популярностью пользуется
народный Танец в масках тхалъчхум -
сочетание танца с театральным
представлением. Тхалъчхум высмеивает
знать в череде комических сцен, в
которых принимают участие шаманы,
развратные монахи, глупые аристократы,
ссорящиеся супруги и многие другие.
Лица танцующих скрыты стилизованными
масками. Рассказывая истории своих
персонажей, они приседают в глубоких
плие, взмывают над сценой в прыжках и
используют разнообразные движения
головой.
Хотя
в свое время эти танцы-представления
разыгрывались в маленьких деревушках,
сейчас их можно увидеть лишь в
современных концертных залах. Следуя
духу времени, корейские хореографы и
танцовщики совершенствуют приемы и
формы, продолжая развивать традиции.
Корейцы впервые отправились за границу
учиться танцу уже в нашем веке;
возвращаясь домой, они привозили с
собой новую танцевальную технику.
Первая балетная труппа была создана
после освобождения от японского
колониального режима в конце 40-х гг.
Балетная техника в целом остается
основой для современного
корейского танца. В стране есть много
школ и коллективов современного танца,
в том числе и школа, применяющая
технику Марты Грэхем. Интересно, что
новейшие и наиболее яркие направления
современного корейского танца
соединяют новые стилистические
средства с традиционными
танцевальными движениями; в результате
корейский танец отличается
новаторством, оставаясь при этом
самобытным.
|
 |
 |
 |
 |