 |
 |
 |
В отличие от тонких и хрупких
картин, написанных на бумаге или шелке,
прочные скульптуры из камня и металла,
дошедшие до нас из древних времен,
свидетельствуют о решающей роли
буддизма в истории и культуре Кореи.
Исторически сложилось, что
любое скульптурное изображение,
достойное внимания, относится к
буддийской культуре. И наоборот, говоря
об искусстве скульптуры в Корее, мы в
первую очередь должны сказать о
буддийской скульптуре.
Первые
корейские изображения Будды из
позолоченной бронзы и глины, созданные
в шестом веке, были найдены в Когуре.
Изображения Будды, выполненные в этот
период и позже, во время государств
Пэкче и Силла, имеют свой собственный
неповторимый стиль. Изображения Будды
периода Когуре имеют застывшие,
напряженные тела, непропорционально
большие руки, большие уснисас (круглая
выпуклость на макушке головы,
символизирующая высшую мудрость); на их
узких удлиненных лицах почти нет
улыбки. Изваяния Будды периода Пэкче
легко узнать по их круглым, добродушным,
озаренным широкой улыбкой лицам, они
производят впечатление большей
мягкостью и утонченностью. Статуи
периода Силла имеют круглые лица с
геометрическими, стилизованными
чертами (улыбка более тонкая, чем на
изваяниях Пэкче) и тела, выполненные в
реалистической манере.
Самая
великолепная статуя Будды в Корее
находится в пещерном храме Соккурам,
созданном в 8 в. в период Объединенного
Силла. Позже, во время династии Коре,
черты лица Будды на статуях становятся
все более корейскими, особенно разрез
глаз и скулы, однако тела у них более
застывшие и формализованные, чем у
полных динамики и пластики изваяний
более ранних периодов. Буддийская
скульптура постепенно приходит в
упадок по мере подавления буддизма и
укрепления позиций конфуцианства в
эпоху Чосон.
Как и во всех других видах
искусства, новая эпоха в корейской
скульптуре наступила с проникновением
западных приемов и традиций. Начав с
ярой приверженности академическому
реализму в начале 20 в., корейские
скульпторы скоро разделились на разные
стили и направления; в 60-е гг. многие из
них отдали свои предпочтения
абстракционизму и авангардизму. Их
работы отличаются напряженной
духовностью, которая не так уж далека
от древней традиции буддийской
скульптуры. Современные корейские
скульпторы имеют возможность выбирать
из богатейших традиций, как старых, так
и новых.
|
 |
 |
 |
 |